Нпз индии. «Роснефть» закрыла сделку по покупке НПЗ «Вадинар. Такой сделкой можно гордиться

09.03.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
НПЗ «Вадинар» стал выгодным приобретением для консорциума международных инвесторов во главе с «Роснефтью». Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Российская компания закрыла сделку по приобретению 49% акций Essar Oil


Крупнейшая российская нефтяная компания успешно закрыла стратегическую сделку по приобретению 49,13% акций Essar Oil Limited (EOL) у Essar Energy Holdings Limited и аффилированных с ней компаний. Одновременно о закрытии сделки по приобретению 49,13% EOL объявил консорциум международных инвесторов, в который входят европейский трейдер Trafigura и инвестиционная группа UCP. Оставшиеся 2% EOL принадлежат частным акционерам. Эксперты сообщают, что ценовые параметры сделки соответствуют ранее подписанным обязывающим документам.

Как отмечает Financial Times, «консорциум преодолел все препятствия, связанные с индийскими регуляторами и кредиторами, и завершил сделку, которая станет крупнейшей на сегодняшний день прямой иностранной инвестицией в Индию». Это означает, что российская компания пришла в эту страну всерьез и надолго.

Уникальная сделка

Закрытие сделки позволило «Роснефти» выйти на один из наиболее динамично развивающихся мировых рынков. Достаточно сказать, что кумулятивный рост ВВП Индии в 2013-2016 годах составил 29,8%. «Роснефть» приобрела долю в первоклассном активе со значительным потенциалом развития. Мощность переработки нефтеперерабатывающего завода «Вадинар» в настоящее время составляет 20 млн тонн в год.

По объемам переработки данный НПЗ является вторым в Индии (в день завод может перерабатывать 400 тысяч баррелей сырой нефти), а по уровню технологической сложности входит в десятку лучших заводов мира (индекс сложности Нельсона — 11,8). НПЗ обладает высокой гибкостью по сырью и способен перерабатывать широкий спектр сырой нефти из собственных и торговых активов «Роснефти», включая самые тяжелые сорта. Конфигурация НПЗ является одной из наиболее технологически сложных в Азиатско-Тихоокеанском регионе и имеет значительные перспективы по расширению и развитию нефтехимического производства (благоприятные предпосылки для этого дает переработка именно тяжелой нефти).

Основными источниками синергии станут возможность переработки тяжелой нефти из Венесуэлы и кросс-поставки нефтепродуктов на рынки АТР. Это позволит значительно повысить экономическую эффективность деятельности НПЗ (Gross Refining Margin), которая с начала финансового года EOL (апрель 2016-го) превышает 10 долларов США за баррель переработки. Следует отметить, что венесуэльская нефть уже сейчас составляет более половины всех поставок на завод. И, как подчеркивают аналитики, «поставки собственной венесуэльской нефти в Индию позволят «Роснефти» обеспечить рынок сбыта, при этом не оказывая негативного влияния на позиции компании в Европе». «Доли в добычных проектах в Венесуэле и заключенные поставочные контракты с PDVSA позволят «Роснефти» получить значительную операционную синергию и усилить экономическую эффективность деятельности НПЗ», — говорится в пресс-релизе компании.

В периметр сделки также вошел глубоководный порт с пропускной способностью 58 млн тонн, который может принимать сверхкрупные танкеры класса VLCC вместимостью до 350 тысяч тонн, что снижает стоимость поставок из удаленных регионов. Кроме того, по условиям сделки новым акционерам достались нефтеналивные терминалы, цистерны для хранения углеводородов и собственная электростанция — многотопливная установка в 1,010 МВт, которая обеспечивает подачу электричества и пара к НПЗ.

По мнению экспертов, активы такого масштаба и качества редко доступны на рынке, что делает сделку уникальной. Причем новых владельцев привлекли не только сами активы, но и значительный потенциал их роста. Достаточно напомнить, что, согласно прогнозу Goldman Sachs, спрос на нефть в Индии будет ежегодно расти в среднем на 6% до 2020 года. Это самые быстрые темпы роста в мире.

Шаг в Азиатско-Тихоокеанский регион

Осенью директор Essar Group Прашант Руйя заявил в интервью агентству Bloomberg, что на НПЗ «Вадинар» кроме «Роснефти» претендовало пять крупных нефтегазовых компаний, но не уточнил, какие именно. По данным собственных источников Bloomberg, кроме Saudi Aramco активный интерес к заводу проявляла National Iranian Oil Co. Статью о соглашении с Essar Bloomberg озаглавил тогда «Мегасделка позволяет России отвоевать территорию на заднем дворе Ближнего Востока». «Это ответ на попытки Саудовской Аравии попасть на европейский рынок, на котором сегодня доминирует российская нефть», — резюмировал Абишек Кумар, аналитик Energy Global Gas Analytics. Эксперты подчеркивают, что в условиях насыщения мировых нефтяных рынков обостряется борьба стран — производителей сырья за доступ к зарубежным перерабатывающим мощностям.

Безусловно, сделка с индийской Essar позволит укрепить позиции трейдингового подразделения «Роснефти» на азиатском рынке. Весьма показательно, что Trafigura, которая является одним из ведущих мировых трейдеров, высоко оценивает вхождение в капитал EOL (первую попытку зафиксироваться в Индии пять лет тому назад сама эта компания провалила).

«НПЗ «Вадинар» позволяет эффективно перерабатывать тяжелую венесуэльскую нефть, получаемую «Роснефтью» по уже заключенным контрактам, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, — и таким образом обеспечивает российской компании эффективный доступ как на высокорентабельные рынки Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на стремительно растущий внутренний рынок Индии, уже сейчас являющийся четвертым в мире по импорту нефти. А отмена регулирования ценообразования на розничном рынке Индии дополнительно повышает его коммерческую привлекательность».

На данном этапе акционеры планируют реализовывать порядка 40% от общего объема произведенной заводом продукции на внешние рынки. В дальнейшем по мере роста спроса со стороны внутренних потребителей будет усилен фокус на локальном рынке. «Вадинар» — действующее предприятие, — заявляют в «Роснефти». — Завод уже сейчас осуществляет значительные поставки на индийский внутренний рынок. С учетом увеличения потребления энергоресурсов в Индии поставки на внутренний рынок страны будут только нарастать, поэтому НПЗ «Вадинар» не составит значимой конкуренции новым и перспективным проектам в Тяньцзине или Тубане, которые могут выйти на азиатский рынок в 2020-2022 годах«.

Комментируя закрытие сделки, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил: «С сегодняшнего дня начинается новый этап в жизни EOL. Совместно с нашими партнерами мы намерены существенно повысить финансовые показатели предприятия и в среднесрочной перспективе одобрить стратегию по развитию активов. Закрытие сделки знаменательно и для «Роснефти» — компания вышла на высокоперспективный и быстрорастущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Приобретение доли в НПЗ «Вадинар» создает уникальные синергетические возможности с существующими активами «Роснефти» и будет способствовать росту эффективности поставок в другие страны».

«Любой поставщик должен искать новые рынки сбыта, — отмечает Крис Зилицки, номинированный «Роснефтью» член совета директоров Essar Oil. — Таким образом происходит развитие компании. Если мы посмотрим на Европу, то увидим сокращение использования сырой нефти, следовательно, нужно искать адекватный ответ на эти вызовы. А новые рынки можно найти в Китае и Индии, и мы должны выйти на эти рынки, за которыми будущее».

Три в одном: удачная комбинация

«Индийский рынок сейчас переживает очень позитивную динамику, — отмечал глава «Роснефти» в интервью Financial Times. — Это был сложный проект... Каждая хорошая сделка, каждый шедевр требуют определенных усилий. Этот проект — действительно драгоценный камень, жемчужина среди наших проектов».

После закрытия сделки у «Роснефти» появился большой потенциал для расширения своего присутствия на рынках других стран АТР, таких как Индонезия, Вьетнам, Филиппины и Австралия. По словам главы Trafigura Джереми Вейра, «Essar Oil теперь сможет воспользоваться преимуществами своих международных инвесторов для дальнейшего развития и увеличения стоимости данных активов мирового класса. Наша доля в Essar Oil позволит Trafigura усилить свое присутствие в Индии в то время, когда экономика страны развивается бурными темпами».

Новые акционеры, безусловно, привнесут свой опыт в работу EOL. «Это отличная комбинация, — поясняет глава департамента стратегического развития компании Кшиштоф Зилицки, — в которой участвует «Роснефть», обладающая большими запасами сырой нефти; Trafigura, способная обеспечить объемы торговли; и инвестиционная группа, которая занимается финансированием проектов и инвестициями. Мы объединяем эти три фактора: торговля, обеспеченность запасами нефти и иностранное инвестирование».

Да, НПЗ «Вадинар» сегодня концентрируется на тяжелых и сверхтяжелых сортах нефти. Однако нефтяной рацион будет зависеть от рыночных условий и обязательств в конкретный период времени. Национальные индийские компании в любом случае останутся важными контрагентами: Essar Oil будет полагаться на существующие отношения, чтобы обеспечить потребности Индии в энергоресурсах. Важной частью сырьевого рациона НПЗ может остаться иранская нефть, которая исторически поставлялась на «Вадинар».

Однако новые акционеры подчеркивают, что для поставок будут выбраны самые привлекательные с точки зрения экономики источники. Как отметили в «Роснефти», «учитывая размер российского портфеля наших активов, а также растущий международный портфель, для нас кажется логичным играть активную роль на сырьевых и продуктовых рынках, чтобы обеспечить чистую цену производителя для всех рыночных позиций компании».

Розничная экспансия

EOL обладает обширной розничной сетью из более чем 3,5 тысячи заправочных станций по всей Индии, которые работают под брендом Essar (причем год назад их было менее 2 тысяч). Наличие этого стабильного канала реализации дополнительно повышает операционные и финансовые показатели актива благодаря стабильно растущему внутреннему спросу на продукцию со значительной добавленной стоимостью и выбранной стратегии розничной экспансии. Предыдущие владельцы активно инвестировали в развитие и маркетинг заправок, и, как следствие, Essar считается на местном рынке признанной маркой. Неудивительно, что новые акционеры не собираются менять розничный бренд.

«Trafigura и «Роснефть» являются последними международными компаниями после Royal Dutch Shell и BP, которые вошли на индийский рынок розничной торговли топливом», — отмечают индийские СМИ. А рынок этот очень перспективный. Ведь отмена регулирования ценообразования открыла колоссальные перспективы роста розничных продаж. У EOL, надо отметить, уже намечены масштабные планы розничной экспансии. Компания стремится увеличить текущее количество АЗС с 3,5 до 5,5 тысячи в среднесрочной перспективе.

Планы акционеров

Существующие активы Essar Oil генерируют стабильный денежный поток, достаточный для выполнения всех обязательств и финансирования программы развития. Essar Oil Limited осуществляет постоянный мониторинг динамики рынка и бенчмаркинг конкурентов и учитывает полученную информацию при реализации своей стратегии. «Роснефть» совместно с прочими акционерами Essar Oil Limited рассмотрит все варианты дальнейших инвестиций и расширения мощностей НПЗ «Вадинар». В соответствии с достигнутыми договоренностями у компании не будет обязательств по реализации программы модернизации — в настоящий момент она зафиксирована как намерение сторон. Тем не менее международный консорциум инвесторов рассчитывает повысить эффективность операционной модели бизнеса. Нефтеперерабатывающий завод в Вадинаре был построен в 2008 году и недавно, в 2012 году, прошел дополнительную модернизацию. Очередной планово-предупредительный ремонт был проведен в 2015 году с межремонтным циклом три-четыре года.

У Essar Oil есть планы развития, которые рассмотрит новый совет директоров. Например, имеется ежегодная инвестиционная программа, которая включает текущие проекты, направленные на модернизацию производственных объектов. Варианты развития включают использование проектного финансирования для увеличения объемов переработки сырья, строительства установки для каталитического крекинга остаточного сырья и производства полипропилена. Кроме того, по словам акционеров, компания разработала высокорентабельный проект увеличения производительности НПЗ на 4 млн тонн в год. Этот проект может быть осуществлен посредством внешнего финансирования и с минимальным использованием оборотного капитала EOL.

«Как мы ожидаем, это не потребует дополнительных инвестиций со стороны акционеров, — отмечают в «Роснефти». — Осуществление проекта возможно в 2017-2022 годах. Что же касается долгосрочного плана, то он предусматривает удвоение производительности нефтеперерабатывающего завода и строительство нефтехимического завода. Однако мы сможем говорить об определенных планах только тогда, когда стратегия компании будет изучена и утверждена советом директоров».

Новые стандарты управления

Акционеры гарантируют, что в будущем EOL будет работать в соответствии с самыми высокими стандартами управления. Новый совет директоров, состоящий из представителей акционеров, а также независимых директоров, будет принимать ключевые стратегические и коммерческие решения. В совете будет 12 человек: из них четырех кандидатов выдвигает «Роснефть», двух — Trafigura, двух — UCP. Причем директора, назначенные «Роснефтью» и международным консорциумом, не смогут принимать решения без поддержки независимых директоров, что очень важно для следующего этапа развития актива.

Возглавит совет Тони Фаунтейн — уважаемый представитель отрасли: его опыт работы в нефтянке — более 30 лет. Большую часть времени он проработал в BP, выстраивал стратегию бизнеса этой компании в Индии, был топ-менеджером индийской Reliance Industries, а потому прекрасно знает особенности местного рынка.

«На мой взгляд, привлекательность сделки для инвесторов очевидна, — заявил Фаунтейн на пресс-конференции в Мумбаи. — Это — важная часть энергетической инфраструктуры Индии. Очень редко выпадает возможность покупки активов такого качества. Это очень привлекательно для инвесторов, которые сразу представляют себе не только текущее состояние активов, но и способы их развития». Акционеры подчеркивают, что всегда будут искать возможности укрепления совета директоров, а также команды менеджеров, которую сейчас возглавил Б. Ананд, бывший финансовый директор индийского подразделения Trafigura.

Такой сделкой можно гордиться

Привлечение международных инвесторов в Индии воспринимается крайне позитивно. «Я поздравляю «Роснефть», Trafigura и UCP с инвестициями в бизнес мирового класса, созданием которого мы гордимся, — заявил основатель Essar Шаши Руйа. — Для Essar закрытие этой знаменательной сделки открывает новую фазу роста по всему портфолио нашего бизнеса, что означает и значительные перспективы для стабильного развития Индии».

«После того как компания Essar успешно завершила сделку, «Роснефть» и консорциум, возглавляемый компанией Trafigura, станут активными партнерами в истории блистательного развития Индии и придадут новые силы индийскому нефтяному сектору на международном рынке», — отметил Амитабх Кант, исполнительный директор аналитического центра по вопросам государственной политики NITI Aayog.

По словам министра нефти и природного газа Дхармендра Прадхана, «по-настоящему индийский национальный актив привлек инвестиции предприятий мирового класса, что стало доказательством предпринимательского духа страны». «Я приветствую вхождение «Роснефти», Trafigura и UCP в историю успеха Индии», — добавил он.

Еще осенью прошлого года, когда было объявлено о заключении сделки, аналитики Morgan Stanley отмечали: «Мы считаем, что сделка оправдана высоким ростом спроса на топливо в Индии (по сравнению с усредненными общемировыми показателями), а также «протекцией» рынка благодаря ввозной пошлине и высокому уровню переработки НПЗ «Вадинар» (индекс Нельсона- 11,8), что позволяет получать высокую маржу переработки (выше 10 долларов за баррель с апреля 2016-го по настоящее время против 6,6 долларов за баррель в Сингапуре за аналогичный период). Мы также признаем как потенциальную выгоду от сделки возможность использования на НПЗ большого объема тяжелой и более дешевой венесуэльской нефти (часть планов «Роснефти»), планы Essar по расширению розничной сети и возможности по дальнейшему расширению мощностей (например, развитие нефтехимии)».

Позитивно оценивают сделку и аналитики UBS. «НПЗ Vadinar, — пишут они, — представляет собой крупномасштабный нефтеперерабатывающий завод высокой сложности (индекс Нельсона — 11,8), который должен увеличить объем переработки «Роснефти» примерно на 7%. Кроме того, сделка открывает для «Роснефти» быстрорастущий индийский рынок и позволит выстроить трейдинговый бизнес в регионе. В целом «Роснефть» в последние годы активно совершенствует управление своим портфелем активов. Мы оцениваем вклад в чистую прибыль «Роснефти» на уровне 500 млн долларов или порядка 6% от данного показателя с 2018 года. Мы полагаем, что дополнительный потенциал лежит в оптимизации поставок сырой нефти».

«Выход на розничный рынок Индии может оказаться своевременным, поскольку потребление нефтепродуктов возобновило рост после перерыва, связанного с денежной реформой, и происходит либерализация внутреннего рынка моторного топлива и сжиженных углеводородных газов», — считают аналитики «Уралсиба».

Интегральный подход

«Это часть огромной сделки по обмену активами с Индией, — отмечает директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Индийские компании получили пакеты акций добывающих активов «Роснефти» в России, а в обмен «Роснефть» получила 49% в компании Essar Oil. Эта компания имеет очень серьезные активы. Во-первых, это, конечно же, нефтеперерабатывающий завод в городе Вадинар. Вадинар — портовый город, завод по мощности примерно в два раза больше, чем Московский нефтеперерабатывающий завод. Он обеспечен сбытовой сетью, огромной, и эта сеть очень быстро развивается. Кроме того, компания владеет нефтеналивным портом в Вадинаре, который связан с заводом, и это позволяет как получать нефть с моря, так и отправлять морем на внешний рынок нефтепродукты. По своим характеристикам порт примерно равен нашему Новороссийскому порту. Вся эта вот система активов позволяет «Роснефти» получить доступ к 20%, то есть пятой части нефтяного и наиболее перспективного в мире нефтепродуктового рынка Индии».

Стоит отметить, что в партнерстве с индийскими компаниями «Роснефть» придерживается интегрального подхода. Помимо масштабного проекта в нефтепереработке, который позволит ей закрепиться на южноазиатском рынке, «Роснефть» активно развивает сотрудничество с ведущими индийскими игроками в области апстрим, привлекая их к разработке перспективных гринфилдов.

«Роснефть» в сжатые сроки успешно завершила реализацию проекта по созданию уникального международного энергетического хаба на базе так называемого Ванкорского кластера. Доля индийских государственных компаний в нем составила 49,9%. «Роснефть» при этом сохранила мажоритарную долю в капитале, контроль над операционной деятельностью общества, а также 100-процентный контроль над общей инфраструктурой кластера. Достигнутая оценка Ванкорского проекта составляет 3,4 долларов в расчете на 1 баррель запасов углеводородов (по категории 2P методологии PRMS) и отражает высокий потенциал ресурсной базы проекта.

На базе ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» также был создан международный консорциум, в который помимо «Роснефти» (доля акций — 50,1%) вошли BP и государственные индийские нефтегазовые компании. И вот теперь вхождение индийских компаний в российские проекты гармонично дополнил прорыв в Индию, где «Роснефть» получила долю в НПЗ «Вадинар».

Окно в Азию

Безусловно, сделка по приобретению Essar Oil важна и с геополитической точки зрения. Акционеры получат контроль над глубоководным портом в Индийском океане недалеко от Персидского залива.

«Стратегическое сотрудничество России с Индией, налаженное титаническими усилиями Советского Союза, — пишет Михаил Делягин в «Московском комсомольце», — было разрушено в 1993 году. Тогда под давлением США руководство России отказалось от поставки Индии криогенных ракетных двигателей, которые якобы имели оборонное значение, — только для того, чтобы аналогичные двигатели немедленно поставила Индии американская корпорация. После этого партнерство было с большим трудом восстановлено, но преимущественно лишь в военной сфере. И эта однобокость устранена лишь сейчас — после завершения сделки «Роснефти».

По мнению эксперта, перед нашими странами открываются новые стратегические перспективы. «Благодаря комплексному характеру сделки, — отмечает Михаил Делягин, — Индия получает гарантированный доступ к источникам сырья и надежное удовлетворение своих растущих потребностей, а Россия — окно в наиболее быстроразвивающиеся регионы ближайших десятилетий. И если Петр I «прорубил окно в Европу», то сейчас Россия своевременно восстановила дорогу в Юго-Восточную Азию — регион, по своей значимости для мирового развития вполне соответствующий значимости Европы для XVIII и XIX веков». В любом перспективном деле самое важное — это первый шаг. «Завоеванный плацдарм можно и должно расширять представителям других отраслей, но главный шаг сделан: Россия вернулась в регион, на глазах становящийся сердцем мирового развития, — и вернулась вовремя», — резюмирует автор.

Сегодня самое время для долгосрочных инвестиций в Индию. Индийская экономика выросла за 2013-2016 годы почти на 30% и сейчас растет более чем на 7% в год: это максимальный уровень среди всех крупных стран. Спрос на нефть уже растет примерно на 10% в год, а в ближайшие 10-15 лет ожидается качественный переход в уровне благосостояния индийцев, благодаря чему автопарк страны вырастет более чем вчетверо: с нынешних 43 млн единиц до 187 млн в 2030 году. Ожидается, что автомобильный парк Индии достигнет 10% от общемирового, а спрос на нефть превысит 10% мирового уровня. По прогнозу Международного энергетического агентства, в 2040 году потребление нефтепродуктов только автомобильным хозяйством Индии вырастет более чем в 4 раза. И выход России на индийский рынок, безусловно, является дальновидным решением.

  1. Самая глубокая скважина
    Мировой рекорд по бурению самой длинной в мире скважины принадлежит российскому проекту "Сахалин-1". В апреле 2015 г. участники консорциума (российская "Роснефть", американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) на месторождении Чайво пробурили наклонную скважину глубиной 13 500 м по стволу с горизонтальным смещением длиной 12 033 м. Рекорд по глубоководному бурению принадлежит индийской ONGC: в январе 2013 г. у восточного побережья Индии компания пробурила разведочную скважину на глубине 3 165 м.

    Скважина, пробуренная «Орланом», на 2 километра глубже Марианской впадины. Фото: Роснефть

  2. Самая большая буровая платформа
    В этой номинации рекордсменом вновь становится проект "Сахалин-1": в июне 2014 г. на месторождении Аркутун-Даги была введена в строй платформа "Беркут". Высотой с 50-этажный дом (144 м) и весом более 200 тыс. тонн она способна выдержать натиск 20-метровых волн, землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера и температуру до -45 градусов Цельсия при порывах ветра до 120 км в час. Строительство "Беркута" обошлось консорциуму в $12 млрд.


    «Беркут», самая большая в мире буровая платформа стоимостью $12 млрд. Фото: ExxonMobil
  3. Самая высокая буровая платформа
  4. Самым заметным "ростом" среди буровых платформ обладает глубоководная нефтепромысловая платформа Petronius (управляется компаниями Chevron и Marathon Oil Corporation). Ее высота - 609,9 м, из которых на надводную часть приходится только 75 м. Общий вес конструкции - 43 тыс. тонн. Платформа ведет работы в 210 км от побережья Нового Орлеана на месторождении Петрониус в Мексиканском заливе.


    Буровая Petronius почти вдвое выше башни «Федерация» - 609 против 343 метров. Фото: primofish.com
  5. Самая глубоководная буровая платформа
    Когда концерн Shell арендовал блок Пердидо в Мексиканском заливе, нефтяные компании могли разрабатывать месторождения на глубинах не более 1 000 м. Тогда казалось, что развитие технологий достигло своего предела. Сегодня платформа Perdido стоит на глубине 2 450 м. И это самая глубоководная буровая и эксплуатационная платформа в мире. Perdido – настоящее чудо инженерной мысли своего времени. Дело в том, что на таких экстремальных глубинах установить платформу на опоры невозможно. Плюс инженерам необходимо было учитывать непростые погодные условия этих широт: ураганы, штормы и сильные течения. Для решения проблемы было найдено уникальное инженерное решение: верхние строения платформы закрепили на плавучей опоре, после чего всю конструкцию заякорили стальными швартовыми тросами на океанском дне.


    Perdido, не только одна из самых красивых, но и самая глубоководная буровая. Фото: Texas Charter Fleet

  6. Крупнейшим нефтяным танкером, а заодно и самым большим морским судном, построенным в XX веке, стал Seawise Giant. Супертанкер шириной почти 69 м имел в длину 458,5 м - это на 85 м больше, чем высота башни Федерация - самого высокого на сегодняшний день здания в Европе. Seawise Giant развивал скорость до 13 узлов (около 21 км в час) и имел грузовместимость почти в 650 000 м3 нефти (4,1 млн. барр.). Супер-танкер был спущен на воду в 1981 г. и за свою почти 30-летнюю историю поменял несколько хозяев и имен, и даже терпел крушение, попав под обстрел иракских ВВС во время Первой войны в Персидском заливе. В 2010 г. судно было принудительно выброшено на берег у индийского города Аланг, где его корпус в течение года утилизировали. Но один из 36-тонных становых якорей гиганта сохранили для истории: сейчас он выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.



  7. Самым протяженным в мире нефтепроводом является "Восточная Сибирь – Тихий океан" мощностью около 80 млн. тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмино в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км в общей сложности). Проект был запущен в конце 2012 г. Его стоимость составила 624 млрд. руб. Среди газопроводов рекорд по протяженности принадлежит китайскому проекту "Запад-Восток". Общая длина газопровода-8704 км (включая одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений). Мощность трубопровода - 30 млрд. куб м газа в год, стоимость проекта составила около $22 млрд.


    Уходящий за горизонт нефтепровод ВСТО. Фото: Транснефть

  8. Рекордсменом среди глубоководных трубопроводов является российский Nord Stream, проходящий от российского Выборга до немецкого Любмина по дну Балтийского моря. Это одновременно самый глубокий (максимальная глубина прохождения трубы 210 м) и самый протяженный маршрут (1 124 км) среди всех подводных трубопроводов мира. Пропускная способность трубопровода - 55 млрд. куб. м газа в год (2 нитки). Стоимость проекта, запущенного в 2012 г., составила 7,4 млрд. евро.


    Укладка морского участка газопровода Nord Stream. Фото: «Газпром»
  9. Самое большое месторождение
    "Король гигантов" - такого второе имя крупнейшего и, пожалуй, самого загадочного месторождения нефти в мире – Гавар, расположенного в Саудовской Аравии. Его размеры потрясают даже самых опытных геологов - 280 км на 30 км и возводят Гавар в ранг самого масштабного из разрабатываемых месторождений нефти в мире. Месторождение находится в полной собственности государства и управляется госкомпанией Saudi Aramco. И поэтому о нем известно очень немного: реальные текущие показатели производства не раскрываются ни компанией, ни правительством. Все сведения о Гавар в основном исторические, собранные по случайным техническим публикациям и слухам. Так, например, в апреле 2010 г. Вице-президент Aramco Саад аль-Трейки заявил саудовским СМИ, что ресурсы месторождения поистине безграничны: за 65 лет разработки оно уже дало более 65 млрд. баррелей нефти, и при этом компания оценивает остаточные ресурсы месторождения в более чем 100 млрд. баррелей. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, эта цифра скромнее – 74 млрд. баррелей. Среди газовых гигантов звание лидера принадлежит двусоставному месторождению Северное/Южный Парс, расположенному в центральной части Персидского залива в территориальных водах Ирана (Южный Парс) и Катара (Северное). Совокупные запасы месторождения оценивается в 28 трлн. куб. м газа и 7 млрд. тонн нефти.


    Самое большое и одно из самых таинственных в мире месторождений. Графика: Geo Science World
  10. Самый большой НПЗ
    Самый большой в мире нефтеперерабатывающий завод находится в Индии в городе Джамнагар. Его мощность - без малого 70 млн. т в год (для сравнения: самый крупный завод в России - Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза"- втрое меньше - всего 22 млн. т в год). Завод в Джамнагаре занимает территорию более 3 тыс. гектаров и окружен внушительным манговым лесом. Кстати эта плантация в 100 тыс. деревьев приносит заводу дополнительный доход: ежегодно отсюда продается около 7 тыс. тонн манго. Джамнагарский НПЗ - частный, он принадлежит компании Reliance Industries Limited, чей руководитель и владелец-Мукеш Амбани - является самым богатым человеком Индии. Журнал Forbes оценивает его состояние в $21 млрд. и отводит 39-е место в списке самых богатых людей мира.


    Мощность Джамангара в три раза больше чем у крупнейшего российского НПЗ. Фото: projehesap.com

  11. 77 млн. тонн в год – именно столько СПГ производится на промышленных площадках Рас Лаффан - уникального энергетического хаба, расположенного в Катаре, и крупнейшего в мире центра по производству сжиженного природного газа. Рас Лаффан задумывался как промышленная площадка для переработки газа уникального месторождения Северное, расположенного в 80 км от побережья Рас Лаффан. Первые мощности энергоцентра были запущены в 1996 г. Сегодня Рас Лаффан располагается на территории в 295 кв. км (из которых 56 кв. км занимает порт) и насчитывает 14 очередей по производству СПГ. Четыре из них (мощностью по 7,8 млн. тонн каждая) являются крупнейшими в мире. Среди «достопримечательностей» энергогорода – нефте- и газопререрабатывающие заводы, электростанции (в том числе солнечная), нефте- и газохимия, а также самый большой в мире завод по производству синтетического жидкого топлива – Pearl GTL (мощность 140 000 баррелей в день).


    Завод Pearl GTL (на фото) лишь часть энергетического хаба Ras Laffan. Фото: Qatargas

«Роснефть», которая вместе с UCP и Trafigura закрыла сделку по покупке 98% в крупном индийском НПЗ «Вадинар», собирается в ближайшие пять лет увеличить его мощность на 20%, до 24 млн тонн. Расходы на такое расширение могут составить несколько миллиардов долларов в зависимости от конфигурации проекта. «Вадинар» решает для «Роснефти» проблему сбыта тяжелой венесуэльской нефти, крупные объемы которой компания получает от Каракаса в качестве погашения кредитов. В результате российская компания впервые сформирует цепочку создания стоимости, целиком основанную на зарубежных активах.


«Роснефть» 21 августа объявила о завершении покупки 49,13% в компании Essar Oil, которой принадлежат второй по величине в Индии нефтеперерабатывающий завод «Вадинар», связанный с ним глубоководный порт и электростанция, а также сеть из 3,5 тыс. АЗС. Партнеры «Роснефти» - фонд UCP Ильи Щербовича и трейдер Trafigura - одновременно на паритетных условиях купили еще 49,13% Essar Oil, остальные акции остались у основателя компании Шаши Руйи. Общий объем сделки составляет примерно $12,9 млрд. Точная сумма будет зависеть от величины чистого долга и чистого оборотного капитала Essar и пока не объявлена.

Для «Роснефти» это самая крупная в ее истории сделка по покупке иностранных активов и самый крупный перерабатывающий актив за рубежом. Тем не менее компания объявила о намерении расширить мощность завода на 4 млн тонн с нынешних 20 млн тонн в течение 2017–2022 годов, а в будущем, возможно, и удвоить ее. Компания также думает об увеличении числа АЗС Essar Oil до 5,5 тыс. штук в среднесрочной перспективе. В «Роснефти» пояснили, что проект расширения на 4 млн тонн предполагается осуществить без участия средств акционеров, за счет внешнего финансирования.

По оценке Андрея Костина из Rupec, стоимость такого проекта при строительстве не только первичной переработки, но и вторичных процессов может составлять несколько миллиардов долларов в зависимости от конфигурации. «Но в Индии НПЗ обходятся дешево за счет низкой цены на сталь и рабочую силу, поэтому строить там крупные заводы выгодно»,- отмечает аналитик. Он добавляет также, что Индия является хорошей точкой для трейдинга нефтепродуктов.

«Роснефть» собирается как минимум наполовину загрузить «Вадинар» тяжелой и сверхтяжелой венесуэльской нефтью, поскольку завод способен перерабатывать такие виды сырья. Несмотря на транспортное плечо 18 тыс. км (при маршруте вокруг мыса Доброй Надежды, поскольку танкеры VLCC не могут с полной загрузкой проходить по Суэцкому каналу), такая схема переработки венесуэльской нефти может быть выгодна «Роснефти». Компания сейчас получает от государственной PDVSA около 225 тыс. баррелей нефти в сутки (около 11,25 млн тонн в год) в счет погашения кредитов и предоплат на $6 млрд. Эти объемы «Роснефть» распродает трейдерам, затем нефть перерабатывается на НПЗ региона, в основном на юге США, где заводы были адаптированы под тяжелую нефть. Схема лишает «Роснефть» возможности заработать на переработке, не говоря уже об увеличивающихся рисках из-за возможного ужесточения американских санкций - в отношении как самой «Роснефти», так и PDVSA или Каракаса. Пока санкции формально не мешают торговать венесуэльской нефтью.

Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что в целом проект покупки «Вадинара» нужно оценивать именно вкупе с операциями с венесуэльской нефтью. Точную оценку сделать сложно, поскольку неизвестна реальная эффективная цена, по которой Каракас сейчас поставляет нефть «Роснефти». Собеседники “Ъ” отмечают, что «с учетом всех политических обстоятельств» эта цена, скорее всего, ниже рынка. Оценку $12,9 млрд за сложный современный НПЗ, построенный в 2008 году, источники “Ъ” называют умеренной. Они добавляют: в итоге «Роснефть» впервые формирует цепочку создания стоимости, целиком основанную на зарубежных активах. До сих пор все проекты компании по перерабатывающим и сбытовым активам за рубежом - в Германии, Китае, Италии, в СНГ - основывались прежде всего на поставках российской нефти.

Рассматривает возможность увеличения объема переработки на индийском нефтеперерабатывающем заводе Вадинар в два раза и планирует в дальнейшем развивать компанию Nayara Еnergy. На первом этапе участники консорциума берут на себя обязательства в ближайшие два года инвестировать 850 миллионов долларов в строительство нефтехимического производства. Об этом было заявлено во время состоявшегося визита главы компании «Роснефть» в Нью-Дели по приглашению министра нефти Индии Дхармендры Прадхана.

Консорциум также планирует расширить присутствие Nayara Energy в розничном секторе. В настоящее время Nayara Energy управляет самой быстроразвивающейся сетью розничных продаж топлива в Индии, насчитывающей более 5300 автозаправочных станций по всей стране.

Стороны также подтвердили свой интерес к возможному участию индийских партнеров в проекте «Восток Ойл». «Для Индии Россия представляется надежным поставщиком энергоносителей. Поэтому-то она и планирует увеличить объемы поставки российских нефти и нефтепродуктов в соответствии с растущим объемом проектов, которые мы реализуем с индусами совместно. Флагманом здесь, конечно, является компания "Роснефть", у которой с Индией давние и очень плодотворные связи, - прокомментировал прошедшие в Индии переговоры генеральный директор Центра политической информации . - Сейчас индусы испытывают сильный интерес к проекту "Восток Ойл" - проекту по созданию арктического сверхкластера - и ждут, что российский регулятор согласует нормальные инвестиционные условия для его реализации. Индусы зашли уже в целый ряд российских добывающих проектов и, судя по всему, не собираются останавливаться».

Во время встречи Игоря Сечина и Дхармендры Прадхана были обсуждены актуальные темы сотрудничества и, прежде всего, ситуация, сложившаяся с энергобезопасностью региона в связи с недавними атаками на объекты нефтедобычи и переработки компании Saudi Aramco. Особое внимание было уделено проработке вопроса об увеличении поставок нефти на индийские НПЗ. Затронуты вопросы реализации текущих проектов сотрудничества, в том числе Сахалина-1, «Дальневосточного СПГ», «Таас-Юрях» и Ванкорского кластера (консорциуму индийских компаний принадлежит 49 процентов в Ванкорском месторождении).

«Индия получала очень большой объем нефти из Саудовской Аравии. И сейчас Saudi Aramco в связи с этими терактами и двукратным падением добычи, они стали откладывать поставки нефти. А для Индии это критически значимо. Естественно, Индия решила застраховаться от подобного рода событий, поэтому они договариваются о расширении поставок нефти в Индию со стороны российских компаний. Сейчас Индия полностью зависит от поставок с Ближнего Востока, а ситуация в этом регионе крайне нестабильна. Поэтому индийцы стараются максимально диверсифицировать источники поставок», - отметил научный руководитель автономной некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» .

Во время переговоров Игоря Сечина и Дхармендры Прадхана была достигнута договоренность об активизации сотрудничества, направленного на укрепление энергобезопасности Индии, обеспечение индийских потребителей качественным сырьем и нефтепродуктами. Упор делался на двустороннее сотрудничество, создание эффективного энергомоста на основе вертикально-интегрированной концепции, включающей участие индийских партнеров в добычных проектах, инвестирование в переработку и совместную работу на глобальных и региональных рынках.

Деловой визит Игоря Сечина в Индию состоялся в развитие договоренностей, достигнутых на переговорах о сотрудничестве в энергетике, проходивших между президентом России и премьер-министром Индии на полях Восточного экономического форума во Владивостоке.

Последние материалы сайта